26 января крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот» (MCX: AFLT) опубликовал операционные результаты за 4 квартал и 12 месяцев 2022 года.
Начало 2020-х выдалось очень тяжелым для «Аэрофлота», и виной этому внешние обстоятельства: сначала случилась пандемия коронавируса, а затем многие страны закрыли воздушное пространство для российских самолетов — это стало причиной серьезного снижения показателей российских авиакомпаний.
В состав «Аэрофлота» входят три авиаперевозчика: представитель премиального сегмента «Аэрофлот — российские авиалинии», региональный оператор «Россия» и лоукостер «Победа», а также несколько профильных предприятий в смежных областях.
Похожие результаты и у перевозки грузов и почты: за 4 квартал снижение составило 41,6%, с 94,73 до 55,35 тысячи тонн. Снижение на международных линиях составило 73,1%, а на внутренних — 9,5%.
Результаты перевозки грузов и почты за 12 месяцев: снижение на 34%, с 298,35 до 197,04 тысячи тонн, падение на международных линиях составило 61,1%, а на внутренних — 16,7%.
Количество рейсов уменьшилось. За 4 квартал оно составило 20,6%, упало с 85,86 до 68,19 тысячи рейсов в сравнении с прошлым периодом. При этом снижение на международных линиях составило 46,6%, а на внутренних — 11,8%.
Аналогичные результаты и по итогам 12 месяцев: снижение количества рейсов с 327,11 до 288,08 тысячи — на 11,9%. Международные линии лишились 27,3% рейсов, а внутренние — 8,7%.
Из-за снижения количества рейсов уменьшился и налет по парку. За 4 квартал снижение составило 19% — с 232,18 до 187,96 тысячи часов, а за весь год — 6,3%, с 838,47 до 785,31 тысячи часов.
Пассажирооборот и тоннокилометраж на внутренних линиях выросли. По итогам 4 квартала пассажирооборот на внутренних линиях вырос на 5,1%, при этом этот показатель на международных линиях упал на 40,6%, что вызвало итоговое падение на 12%, с 26,39 до 23,23 млрд пассажиро-километров.
Пассажирооборот по линиям, млрд пассажиро-километров
4к2021 | 4к2022 | 2021 | 2022 | |
---|---|---|---|---|
Международные | 9,86 | 5,86 | 27,36 | 18,50 |
Внутренние | 16,53 | 17,37 | 72,75 | 79,91 |
Всего | 26,39 | 23,23 | 100,11 | 98,41 |
Международные 4к2021 9,86 4к2022 5,86 2021 27,36 2022 18,50 Внутренние 4к2021 16,53 4к2022 17,37 2021 72,75 2022 79,91 Всего 4к2021 26,39 4к2022 23,23 2021 100,11 2022 98,41
Похожая динамика и за 12 месяцев: рост на 9,8% на внутренних линиях, падение на 32,4% на международных — и итоговое падение на 1,7%, с 100,11 до 98,41 млрд пассажиро-километров.
Тоннокилометраж за 4 квартал на внутренних линиях вырос на 5,2%, на международных — упал на 49,1%. Как итог, падение составило 17%, с 2,82 до 2,34 млрд тонно-километров.
Показатели за весь год: рост на внутренних линиях на 8,6%, падение на международных на 39,2% и итоговое падение на 5,8%, с 10,3 до 9,71 млрд тонно-километров.
Занятость кресел и коммерческая загрузка. Показатели эффективности выросли за отчетный период.
Занятость кресел по линиям
4к2021 | 4к2022 | 2021 | 2022 | |
---|---|---|---|---|
Международные | 70,1% | 74,1% | 72,1% | 75,3% |
Внутренние | 83,9% | 85,6% | 83,9% | 85,9% |
Всего | 78,2% | 82,4% | 80,3% | 83,6% |
Международные 4к2021 70,1% 4к2022 74,1% 2021 72,1% 2022 75,3% Внутренние 4к2021 83,9% 4к2022 85,6% 2021 83,9% 2022 85,9% Всего 4к2021 78,2% 4к2022 82,4% 2021 80,3% 2022 83,6%
Коммерческая загрузка по линиям
4к2021 | 4к2022 | 2021 | 2022 | |
---|---|---|---|---|
Международные | 55,6% | 59,2% | 56,0% | 60,1% |
Внутренние | 72,2% | 73,9% | 70,6% | 71,8% |
Всего | 64,3% | 69,5% | 65,5% | 69,2% |
Международные 4к2021 55,6% 4к2022 59,2% 2021 56,0% 2022 60,1% Внутренние 4к2021 72,2% 4к2022 73,9% 2021 70,6% 2022 71,8% Всего 4к2021 64,3% 4к2022 69,5% 2021 65,5% 2022 69,2%
Что в итоге
«Аэрофлот» показал умеренно негативные операционные результаты за 4 квартал и весь 2022 год. Значительная их часть снизилась, особенно просели показатели международных линий, но это было ожидаемо в сложившейся ситуации с запретами многих стран на полеты для российских авиакомпаний.
Вместе с тем некоторый позитив вызывает рост части показателей на внутренних линиях и таких показателей эффективности, как загрузка кресел и коммерческая загрузка.
Впереди у «Аэрофлота» еще много проблем, в частности с запчастями из-за запрета на их поставку в Россию. Пока авиаперевозчики делают что могут.
С другой стороны, компания в той ситуации, когда, как кажется, все плохое, что могло с ней произойти, уже случилось, так что любые улучшения ситуации могут довольно существенно сказаться на ее бизнесе и показателях.
По итогам публикации операционных результатов котировки акций «Аэрофлота» снизились менее чем на процент. Это неудивительно, ведь сложные условия для бизнеса компании — общеизвестный факт.
Источник: TradingView
Источник: TradingView